Россия

Республика Калмыкия

Республика Калмыкия (калм. Хальмг Таңһч) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа.

Калмыкия — одно из самых загадочных и экзотических мест в мире. Это и бескрайние степи, и степные тюльпаны, а уникальная калмыцкая культура — единственная в Европе национальная культура, основанная на ценностях и традициях буддизма. Сегодня Калмыкия — центр европейского буддизма.

Основные характеристики

Столица Республики — город Элиста. Площадь — 74 731 км². Население — 284000 человек (2009). Плотность населения — 3,8 чел./км². ВРП (Валовой Региональный Продукт) в текущих ценах — 9,7 млрд. руб. (2005), в том числе на душу населения — 33,6 тыс. руб. Глава Республики — Кирсан Илюмжинов. Дата образования — 4 ноября 1920 года.

Столица — город Элиста. Граничит — на юге со Ставропольским краем, на юго-востоке — с Республикой Дагестан, на севере — с Волгоградской областью, на северо-востоке — с Астраханской областью, на западе — с Ростовской областью.

Географическое положение

Республика Калмыкия располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Протяжённость территории с севера на юг — 448 км, с запада на восток — 423 км.

Регион расположен в зонах степей, полупустынь и пустынь и занимает территорию с общей площадью 75,9 тыс. км², что больше территории таких государств в Западной Европе как Бельгия, Дания, Швейцария и Нидерланды. Республика находится на юго-востоке европейской части Российской Федерации. Ее крайние координаты составляют 41°38' и 47°34' восточной долготы и 48°15' и 44°45' северной широты.

На территории Калмыкии условно выделяются три природно-хозяйственные зоны: западная, центральная и восточная. Западная зона охватывает территории Городовиковского и Яшалтинского районов, центральная зона — территории Малодербетовского, Сарпинского, Кетченеровского, Целинного, Приютненского и Ики-Бурульского районов, восточная — территории Октябрьского, Юстинского, Яшкульского, Черноземельского, Лаганского. Наиболее благоприятной по почвенно-климатическим условиям является западная зона. До 1943 года в состав республики входили Долбанский и Лиманский районы. После восстановления автономии не были возвращены.

С юга территория Калмыкии ограничена Кумо-Манычской впадиной и реками Маныч и Кума, в юго-восточной части омывается Каспийским морем, на северо-востоке на незначительном участке граница республики подходит к реке Волге, а на северо-западе расположена Ергенинская возвышенность. В пределах территории республики северная часть Прикаспийской низменности называется Сарпинской низменностью, а в ее южной части находятся Черные земли. Господствующим типом рельефа республики, занимающим большую часть ее территории, являются равнины.

Полезные ископаемые

Имеются запасы углеводородов, основные разведанные и эксплуатируемые — Ики-Бурульское и Ермолинское месторождения природного газа. Месторождения относятся к прикаспийской нефтегазоносной провинции.

Климат

Климат республики резко континентальный — лето жаркое и очень сухое, зима малоснежная, иногда с большими холодами. Континентальность климата существенно усиливается с запада на восток. Средние температуры января по всей республике отрицательные: от -7°C…-9°C в южной и юго-западной ее части до -10°C…-12°C на севере, минимальная температура января: -35°C…-37 °C. Самые низкие температуры иногда достигают -35 °C и ниже в северных районах. Особенностью климата является значительная продолжительность солнечного сияния, которое составляет 2180–2250 часов (182–186 дней) в году. Продолжительность теплого периода составляет 240–275 дней. Средние температуры июля составляют +23,5°C…+25,5°C. Абсолютный максимум температуры в жаркие года достигает +40°C…+44°C.

Повышение температуры воздуха наблюдается с севера на юг и юго-восток территории республики. В зимний период бывают оттепели, в отдельные дни — метели, а иногда образующийся гололед наносит ущерб сельскому хозяйству, вызывая обледенение травостоя пастбищ и озимых культур.

Специфической особенностью территории республики являются засухи и суховеи: летом бывают до 120 суховейных дней. Регион является самым засушливым на юге европейской части России. Годовое количество осадков составляет 210–340 мм. По условиям влагообеспеченности в республике выделяются четыре основных агроклиматических района: очень сухой, сухой, очень засушливый, засушливый.

Благодаря распространённости зон сильных ветров регион обладает значительными ветроэнергоресурсами, реализованными лишь в размере 3–5 млн кВт•ч/год на Калмыцкой ВЭС.

Водоемы

В северо-восточной части республики протекает река Волга (12 км). На юге республики на границе со Ставропольским краем расположено Чограйское водохранилище, на востоке — Каспийское море, территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс. км².

Реки: Кума, Маныч, Волга. Озёра: Маныч-гудило, Сарпинское озеро, Состинские озёра.

Почвы

На западе — плодородные тёмнокаштановые, в центральной части светлокаштановые с обширными участками солонцов, на востоке — бурые пустынно-степные (преимущественно песчаные) почвы с участками солонцов.

Животный и растительный мир

На территории республики обитают около 60 видов млекопитающих. На водоемах Калмыкии гнездятся около 130 видов птиц и более 50 видов встречаются во время сезонных миграций. 20 видов пресмыкающихся и 3 вида земноводных. В пределах республики отмечено 23 вида птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Численность популяции сайгака (род антилопы) колеблется от 270 тыс. до 400 тыс. голов

Территория республики находится в зоне полупустыни, характерной особенностью которой является комплектность растительного покрова, проявляющаяся в сочетании степных и пустынных участков, и является самым безлесным регионом Российской Федерации.

История Калмыкии

После окончания Гражданской войны калмыки, участвовавшие в белом движении, эмигрировали в Югославию, Болгарию, Францию и некоторые другие страны. В России 4 ноября 1920, была создана Калмыцкая АО, преобразованная 20 октября 1935 в АССР.

В декабре 1943 года калмыки были подвергнуты репрессиям высланы в районы Сибири: Алтайский, Красноярский края, Томскую, Омскую области.

После ликвидации калмыцкой автономии и высылки всего калмыцкого народа в районы Сибири в 1943 году, на исследования калмыцкой истории был наложен негласный запрет. Упоминания о калмыках были удалены из энциклопедий и даже художественных книг. А в академических кругах был «изобретён» новый народ — ойраты. История калмыков была искусственно разделена на историю ойратов и историю калмыков. Хотя оба этих названия — «калмыки» и «ойраты» являются названиями одного и того же народа, первое название — тюркского, а второе — монгольского происхождения.

Автономная республика была упразднена, а после реабилитации народа в 1956 частично воссоздана сначала 9 января 1957 как автономная область, а затем 29 июля 1958 как АССР. В 1990 была принята декларация о суверенитете и преобразовании Калмыкии в союзную республику (ССР). Принятое в 1994 «Степное Уложение», названное так в память «конституции» Джунгарского ханства, признало республику субъектом и неотъемлемой частью Российской Федерации, одновременно декларируя преемственность по линии Джунгарское ханство — Республика Калмыкия.

Население

Численность населения: 284 тыс. человек (2009). Городское население составляет 44,5%, сельское — 55,5% (2009).

Распределение по национальностям (2002 год): калмыки 156 тыс. (53,4%), русские 98,1 тыс. (33,6%), даргинцы 7,2 тыс.(2,5%), аварцы 2,6 тыс., Немцы 1,6 тыс., татары 1,0 тыс., корейцы 1,0 тыс.

Транспорт

По территории Калмыкии может пройти судоходный канал, соединяющий Каспийское и Азовское моря — Манычский судоходный канал — (канал Евразия). Проект вызывает большие споры с экологической точки зрения, так как возможная трасса проходит вблизи Орнитологического участка заповедника «Чёрные Земли».

На территории Калмыкии также может быть размещён международный аэропорт.

Культура

Культура калмыцкого народа уникальна как его историческая судьба. Её древние корни — в глубине тысячелетней истории кочевых цивилизаций Центральной Азии. Буддизм принес в культуру свет высокой философии, многосторонние знания, отточенное вековыми канонами искусство. Жемчужина калмыцкого фольклора — «Джангар», эпическое повествование о стране счастья и благоденствия Бумбе и подвигах её

богатырей. Проникнутый духом героики и патриотизма, эпос по своим художественным достоинствам относится к лучшим образцам устно-поэтического творчества. «Джангар» и исполнявшие его рапсоды пользовались огромной любовью и уважением в народе. Существует несколько версий эпоса, также как и различаются манеры исполнения (пения) «Джангара».

Культурная жизнь Калмыкии сегодня многогранна и динамична. Поэты и прозаики, композиторы и режиссеры, художники и архитекторы обращаются в своем творчестве к самым различным школам и направлениям мировой классики, новейшим течениям модернизма. Последние годы характеризуются устойчивым интересом к ценностям национальных культур. В республике действуют славянский, казахский, корейский, немецкий, еврейский, народов Северного Кавказа и другие национально-культурные центры. Доминируют традиции культур калмыцкого и русского народов.


КАЛМЫКИ

Калмыки (калм. хальмгуд) — народ центрально-азиатского антропологического типа, мигрировавший в XVII веке в Нижнее Поволжье (Калмыкия) и Северный Кавказ. Говорят на калмыцком (калм. Хальмг келн; ойрат-калмыцком) языке монгольской ветви алтайской языковой семьи и русском.

Калмыки известны в русском языке также как ойраты (искаженное самоназвание калмыков — «Өөрд»; этноним ойраты, использовался до 1948 в отношении алтайцев, которые традиционно назывались русскими как белые калмыки), джунгары, западные монголы, калмыки, а в других языках как Kalmouks, Calmoucs, Calmucks, Kalmyks.

Расселение

Калмыки (европейская часть ойратов) называют себя хальмг (что означает «оставшиеся»), өөрд (oyirad — написание на ойратском литературном языке) или дөрвн өөрд, что означает «четыре народа» (одна из версий, есть и другие). Ойраты КНР ойраты также называют себя монголами.

Калмыки проживают в Республике Калмыкия — 173,996 тыс.чел. (более 50% населения) по Всероссийской переписи населения 2002 года. Большие группы ойратов (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты)) находятся также в Западном Китае (Баингол-Монгольская и Боротала-Монгольская автономные области Синьцзян-Уйгурского автономного района; провинция Цинхай) — по различным данным от 170 до 250 тыс. человек, и Западной Монголии (Кобдоский и Убсунурский аймаки) — около 150 тыс. человек. Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии (в Киргизии — свыше 10 тыс. человек) и на Кавказе, из стран так называемого «дальнего зарубежья» — в США (3 тыс.чел.) и Франции (1 тыс.чел.).

Численность

Численность волжских калмыков на время их прихода в места нынешнего проживания в начале 17 в. оценивается примерно в 270 тыс.чел. Затем в составе населения страны их численность изменялась следующим образом: 1926 г. — 131 тыс., 1937 г. — 127 тыс., 1939 г. — 134 тыс., 1959 г. — 106 тыс., 1970 г. — 137 тыс., 1979 г. — 147 тыс., 1989 г. — 174 тыс.чел.; из них в Республике Калмыкия (Хальмг Танhч) — 166 тыс. чел. По данным переписи 2002 г. в России проживает 178 тыс. калмыков, из них в Калмыкии — 164 тыс. чел.

Социальная организация

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов — потомственной аристократии, буддийского духовенства — гелюнгов и лам. Сохранялись родоплеменные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей.

Калмыки — единственный народ в Европе, исповедующий буддизм. Когда ойраты (калмыки) пришли из Джунгарии в начале XVII века и заняли район между Волгой и Доном к северу от Каспийского моря, они уже исповедовали буддизм тибетского толка. Большую роль в распространении буддизма среди них сыграли ойратский (калмыцкий) монах Зая Пандита, Намхай Гьяцо, который на основе монгольской письменности разработал ойратскую (калмыцкую) письменность. Несмотря на то, что наибольшее распространение у калмыков получила традиция Гелуг, ойраты (калмыки) приняли также некоторые обряды традиций Сакья и Кагью.

Ещё в 13 веке предки калмыков ойраты познакомились с буддизмом. В 16 веке его северная ветвь — ламаизм школы гелугпа стал национальной религией монголов и отколовшихся от них калмыков. Калмыки-ламаисты поддерживали прямую связь с Тибетом, где находился верхний иерарх школы гелугпа — далай-лама. Группы калмыков, которые с конца 17 века стали откалываться от их основного массива, селиться на Дону, Урале, Украине, принимали православие. По отношению к ламаистскому духовенству царское правительство проводило политику ограничения его численности, но вместе с тем организовывало репрессии против сохранявшихся различных народных верований: шаманства, фетишизма, культа огня и домашнего очага.

К 1917 году в Калмыкии действовали 92 хурула (монастырь, храм) и 3 духовные академии. К 1936 осталось 13 хурулов; в декабре 1943, когда началась депортация Калмыков, не было ни одного. С конца 80-х годов 20 века началось возрождение буддистской общины. В 1989 в Элисте открылся молитвенный дом. К концу 1995 их уже несколько (в том числе у Калмыков Астраханской области). Постепенно исчезает из обращения термин «ламаизм», заменяемый «буддизмом» (общий процесс для буддистской территории России и Монголии). В Элисте открыт Институт возрождения калмыцкого языка и буддизма, начал выходить журнал «Мандала», посвящённый истории буддизма в целом и его калмыцкой разновидности. Одновременно возрождаются национальные праздники Цагалган, Урюс Сар, интерес к изучению калмыцкого языка и традиционной культуре, готовятся национальные кадры воспитателей детских садов, преподавателей начальных школ, лицеев и вузов.

Культура

В наши дни калмыцкий народ хранит память о многовековых традициях своей самобытной культуры. Возрождается национальное самосознание народа, а вместе с ним язык, письменность, традиционное искусство, промыслы и ремесла, заново отстраиваются буддийские храмы.

Уже несколько лет с успехом проводится праздник «Джангариада» (названный так по имени калмыцкого эпического героя Джангр), являющийся средоточием национальных символов и традиций калмыцкого народа.

Ярким проявлением духовной культуры калмыков является фольклор, истоки которого восходят к древним центрально-азиатским традициям. С незапамятных времен в народе широко бытовало публичное исполнение песен, сказок, благопожеланий, эпических поэм, особое место среди которых занимает героический эпос «Джангр», по праву вошедший в сокровищницу мировой литературы. Огромным уважением пользовались джангарчи — мастера-исполнители «Джангра», поющие строфы эпоса под аккомпанемент домбры.